АПАТИЯ

Апатия – это стойкое длительное отсутствие интересов, целей, обеднение эмоций, исчезновение заинтересованности в будущем. Длительная апатия приводит к снижению побуждения выполнять даже необходимые действия – от работы до личной гигиены.

В большинстве случаев апатия возникает на фоне полного здоровья вследствие нагрузок, превышающих возможности организма. Но она может быть и проявлением более тяжелых состояний.

Основные причины апатии, которая может возникать у психически здорового человека: работа, требующая эмоциональной и психологической отдачи, особенно при отсутствии значимой положительной обратной связи; тяжелые заболевания и физические недуги; переутомление; длительный стресс.

Симптомы апатии: отказ от работы и бытовых мероприятий, сужение круга общения. сниженное настроение, отказ от хобби, рассеянность, нарушение концентрации внимания, общая слабость, нарушение памяти.

 Помощь

Если человек недавно перенёс тяжелое заболевание, закончил глобальный проект на работе, а студент сдал трудную сессию – некоторая апатичность вполне естественна. В этом случае нет смысла настаивать на активном лечении. Достаточно предоставить время для отдыха, возможность полноценного сна и разнообразное питание – и через несколько дней все проявления апатии как рукой снимет. В большинстве случаев без консультаций психолога можно обойтись.

Если вы видите проявления апатии у близкого вам человека – дайте ему несколько дней отдохнуть, а потом начинайте очень осторожно и медленно вовлекать его обратно в активную жизнь. Прогуляйтесь по вечерним улицам, съездите в лес, на озеро, туда, где минимум людей и максимум природы. В таких условиях легче всего восстанавливается психика. Следующим этапом может стать такая же поездка, но уже на велосипедах. Мотивируйте выздоравливающего на занятия несложными видами спорта – бегом, велоспортом, лыжами, даже длительными пешими прогулками. Отлично поможет восстановлению баня или сауна, сеансы массажа.

Главное в этом процессе – не переусердствовать.

Подключайте новые виды активности очень постепенно и только когда убедитесь, что, предыдущий переносится достаточно легко.

 Если апатия длится достаточно долго (более 2 недель) –это повод обратиться к врачу

 

БОЛЕЗНЬ ЧЛЕНА СЕМЬИ

Болезнь члена семьи требует от его близких много труда и терпения. Поэтому в заботе о больном родственнике важно не забывать о себе, поддерживать себя, пополнять запас своих сил, иначе в результате перенапряжения силы иссякнут, и больной может остаться совсем без внимания.

Часто родственники в заботе о своем близком допускают ошибку, отнимая из-за болезни у человека контроль над его жизнью. Необходимо осознать важность сохранения контроля самим больным, так как потеря его неизбежно ведет к депрессии. Важно оставить за больным человеком выбор. Если речь идет о тяжелой болезни, пусть это будет выбор в мелочах, важно, что бы его делал сам человек. Например, что он будет сегодня есть, вот это или вот это? Также необходимо позволить больному делать то, что в его силах, возможно, это будут самые простые вещи, так, например, не нужно кормить человека с ложки, если он может делать это сам, пусть медленно и неопрятно.

В своем психологическом состоянии больной переживает несколько стадий.

  1. Психологический шок и отрицание. На этом этапе человек не верит в то, что это произошло. Это происходит от того, что принять случившееся невыносимо трудно, болезненно.
  2. Гнев.Гнев — это знак того, что человек сопротивляется, не хочет болеть. Полезно понимать, что если у человека есть гнев, то не надо его отрицать, не надо говорить, что это плохо. Когда человек сопротивляется, расспрашивает, это надо принимать как знак того, что у него есть шансы взять на себя ответственность за жизнь и за отношение к смерти.
  3. Торговля, сделка. На этом этапе больной пытается договориться с болезнью, совершить «сделку с Богом».

4.Депрессия, когда человек понимает: все это правда, болезнь есть, и уйти от этого невозможно. Отчаяние сопутствует осмыслению болезни. Оно необходимо, чтобы принять: «Да, болезнь есть». Важно позволить больному выразить свою скорбь, просто побыть с ним рядом, не предпринимая постоянных попыток его утешить.

  1. Смирение и надежда. На этом этапе больной уже выплеснул свои чувства, перестал оплакивать неминуемую утрату любимых людей, происходит более или менее спокойное принятие того, что есть. И, несмотря на болезнь, жизнь продолжается, не заканчивается на болезни.

В зависимости от того, как относится к болезни сам пациент, в какой мере он осознает ситуацию и насколько способен к общению, вся семья, быстрее или медленнее, тоже проходит через несколько этапов. Если они способны обсуждать и принимать решения совместно, то самые важные проблемы будут взяты под контроль сразу, без потерь времени и без изнурительных эмоций. Если же все пытаются что-то скрыть друг от друга, то между родными людьми выстраиваются искусственные барьеры, сильно затрудняющие постепенную подготовку семьи и больного к печальному событию. Конечный результат получается значительно более тяжким, чем в той семье, где умеют вместе поговорить и поплакать.

9 видов психологической защиты, которые важно вовремя осознать

1. Вытеснение

Вытеснение — это устранение из сознания неприятных переживаний. Оно проявляется в забывании того, что причиняет психологический дискомфорт. Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать — всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. И психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

2. Проекция

Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

3. Интроекция

Это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков пищи без попытки ее разжевать.

Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», — и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они подходят лично ему, он становится не способен различить, что действительно чувствует и чего хочет сам и чего хотят другие.

4. Слияние

В слиянии отсутствует граница между «я и «не-я». Есть только одно тотальное «мы». Наиболее четко механизм слияния выражен в первый год жизни ребенка. Мать и дитя находятся в слиянии, что способствует выживанию маленького человека, потому что мама очень тонко чувствует потребности своего ребенка и реагирует на них. В данном случае речь идет о здоровом проявлении этого защитного механизма.

А вот в отношениях мужчины и женщины слияние тормозит развитие пары и развитие партнеров. В них сложно проявлять свою индивидуальность. Партнеры растворяются друг в друге, и из отношений рано или поздно уходит страсть.

5. Рационализация

Рационализация — это попытка подобрать разумные и приемлемые причины возникновения неприятной ситуации, ситуации провала. Целью этого защитного механизма являются сохранение высокого уровня самооценки и убеждение себя в том, что мы не виноваты, что проблема не в нас. Понятно, что более полезным для личностного роста и развития будет взять ответственность за произошедшее на себя и извлечь уроки из жизненного опыта.

Рационализация может проявляться как обесценивание. Классический пример рационализации — басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, объясняя это тем, что виноград «зеленый».

РЕКЛАМА

6. Отрицание

Этот защитный механизм позволяет игнорировать (отрицать) очевидные факты, защищая психику от травм. Это полный отказ от неприятной информации. Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери.

7. Регрессия

Регрессия позволяет приспособиться к травмирующей ситуации за счет неосознанного возвращения к привычным с детства формам поведения: плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Мы на бессознательном уровне усвоили, что такие формы поведения гарантируют поддержку, безопасность.

Регрессия дает возможность сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве за многое отвечали родители. Злоупотребление регрессией приводит к отсутствию успешной жизненной стратегии, сложностям в отношениях с окружающими людьми и появлению психосоматических заболеваний.

8. Сублимация

Сублимация проявляется в том, что в попытке забыть о травмирующем событии мы переключаемся на деятельность, приемлемую для нас и окружающих: начинаем заниматься творчеством или спортом. Сублимация — это продуктивный защитный механизм, давший миру огромное количество произведений искусства.

Гораздо полезнее и для себя, и для общества написать стихи, нарисовать картину или просто нарубить дров, нежели напиться или отлупить более удачливого соперника.

9. Реактивное образование

В случае с реактивным образованием наше сознание защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется, а затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный, при этом достаточно гипертрофированно и негибко.

 

ГНЕВ

 

Человек рождается со способностью гневаться. Гнев — это протестное переживание. Чаще всего он выражается в агрессивной форме — вербальной (оскорбительных словах) или физической (вплоть до нападения на других). Однако гневаясь, мы не всегда отвергаем другого человека, обижаем, причиняем ему физический или эмоциональный ущерб. Мы возмущаемся, негодуем, если кто- то небезразличный нам совершает плохой поступок. Это гнев принимающий. Человек эмоциональный, горячий чаще всего переживает два вида гнева: и протестный отвергающий, и протестный принимающий.

Устаревшая, но привычная классификация по темпераменту (холерики, флегматики, сангвиники, меланхолики) позволяет описать различное поведение людей, переживающих гнев. Холерика задевают малейшие раздражители, если он относит их к себе, он, что называется, заводится, не может остановиться, доходит до конфликта с обидчиком. Раздражаясь, гневаясь, холерики способны разрушить отношения даже с самыми дорогими для них людьми. Флегматика не так легко вывести из себя, его реакции и переживания можно описать как умеренные — и по тону, и по длительности.

Запретить человеку (или себе) испытывать гнев нельзя, а направить его (или свое) внимание на других людей, их потребности — можно и необходимо. Все мы помним: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Воспитание и самовоспитание в человеке совести, достоинства, самоуважения, умения постоять за себя, обезопасит от отвергающего гнева, желания нанести ущерб другому человеку словом или действием. Если же человек разжигает ненависть в себе и в других, то очевидно, что это переживание разрушительное и для самого человека, и для жизни вокруг.

Гневом как панцирем человек может защищать свой внутренний конфликт, который им самим часто не осознается. Человек с внутренними конфликтами расщеплен, в нем живет несколько «Я»: ребенка, подростка, юноши или девушки, которые защищались от своих травм разными способами. Одно из этих «Я» может быть уже взрослое, сильное, на него и опирается психолог, когда работает с клиентом, помогая ему обрести целостность.

ДЕПРЕССИЯ

Проблема депрессии чрезвычайно сложная. В ряде случаев — это медицинская проблема и тогда рекомендации психолога являются лишь дополнением к медикаментозному лечению.

С позиции психолога, депрессия – тема переживания качества жизни.  Жизнь для человека в состоянии депрессии — это что-то болезненное, тяжелое, не приносящее ценности.  Каждая жизнь причиняет боль. Человек может выносить эту боль лишь в том случае, если собрал достаточное количество положительного опыта, и на его основе возникает чувство, что, в сущности, жить все-таки хорошо. В тяжелой депрессии больше доминирует негативное отношение к жизни. В депрессии средней тяжести человек может ответить, что будет ждать, пока жизнь улучшится.

Депрессия возникает как реакция на три вида дефицитов.

  1. Личностные дефициты, возникающие в процессе развития.
  2. Сильные травмы и ранения, присутствующие в биографическом опыте.
  3. Человек ощущает в себе очень мало жизненных сил.

Как предотвратить депрессию?

  1. Можно профилактически избегать депрессии, если внимательно относиться к своим силам. Рассчитывать силы, не перегружать тело. Заниматься спортом, двигаться. Внимательно наблюдать, что вызывает напряжение или усталость. После тяжелой работы давать себе отдых.
  2. Культивирование ценностей. Выделять время, чтобы наслаждаться хорошими добрыми отношениями, позитивными переживаниями. Делать свою жизнь прекрасной, где только возможно. (Например, накрыть красиво стол к завтраку, не жить в постоянном хаосе). Это повышает ценность жизни. Можно каждый день переживать чувство, что «жить хорошо», прекрасно.
  3. Депрессию можно понять как некоторый «счет», который предъявляют человеку его переживания. Ситуации, в которых он не позволил себе обратить чувства на какое-либо страдание. Он не пережил какой-то своей печали. Здесь может дремать корень депрессии. Депрессия – это отсутствующий траур (печаль). Иногда человек не может отдаться чувству печали, так как у него нет на нее сил. Для профилактики депрессии очень важно позволить себе чувство печали.
  4.    Обращать внимание на время. «Сколько времени я отдаю неважному?» Чем больше у человека чувство, что он тратит время на важное; и чем больше то, чем он занимается, имеет ценность и смысл, тем больше защита от депрессии.

ЖИЗНЬ ПОД УГРОЗОЙ (ПРОБЛЕМА СУИЦИДА)

Суицид — пугающая и неприятная тема, ее, как правило, не принято обсуждать. Столкнувшись с намеками и угрозами своего друга или родственника покончить с собой, человек нередко оказывается в растерянности. Оказавшись рядом с потенциальным суицидентом, человек сам попадает в ситуацию сильного стресса и нередко выбирает крайние варианты реагирования – либо считает своей задачей спасти его любой ценой, либо полностью игнорирует угрозы.

Существует ряд факторов, присутствие которых в жизни человека повышает риск суицидальной угрозы, их следует принять во внимание, если несколько факторов действуют совместно и на протяжении продолжительного времени.

Такими факторами являются:

1.Попытка суицида в прошлом.

2.Сообщения о суицидальных намерениях.

3.Кризисная ситуация (потеря здоровья, экономические сложности, безработица, смерть близких, развод).

  1. Депрессия
  2. Психические заболевания
  3. Алкоголизм, наркомания.

Решившись на суицид, человек в большинстве случаев стремиться не к смерти, а к освобождению от непереносимой душевной боли, единственное спасение от которой он видит в уходе из жизни. Случается, что небезразличие и участие даже постороннего человека могут предотвратить роковой шаг и дать надежду на то, что есть другой выход.

Психологическая помощь:

  • Очень важно постараться услышать и понять человека. Нравоучения, попытки переубедить или отвлечь не дадут эффекта, а только убедят человека в том, что он одинок и его никто не понимает.
  • Разговор о чувствах, побуждающих человека покончить с собой, снижает риск осуществления самоубийства.
  • Для человека в предсуицидальном состоянии характерно так называемое »туннельное сознание». Помощь человека, оказавшегося рядом, может проявиться в рассмотрении других, компромиссных способов решения. Следует постараться расширить видение ситуации.
  • Расспросы о том, что важного и ценного есть, было в жизни, как удавалось справляться с трудностями, каких успехов удалось добиться, могут помочь человеку обратить внимание на существование в своей жизни ресурсов, которые помогут удержаться от непоправимого решения.
  • Сообщить номер телефона доверия, по которому человек сможет позвонить при необходимости, предложить обратиться за помощью к грамотному психотерапевту.
  • Если угроза велика — следует поставить в известность близких, не оставлять человека одного.

ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

 Психическое здоровье — состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах жизненного цикла человека, высокий уровень развития высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.).

Нарушения в развитии психических способностей человека мешают удовлетворению его потребностей в познании, деятельности, общении, т.к. тормозят взаимодействие человека с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцирует депривационную ситуацию.

Психологическое здоровье характеризуется высоким уровнем личностного здоровья, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Он определяется в ценностях, смыслах жизни, отношения с которой становятся гармоничными, но не статичными: новые проблемы вызывают интерес, новые переживания, их решение — накопление нового опыта и дальнейшее развитие личности, которое ведет к более глубокому постижению смысла жизни.

Вот некоторые черты портрета психологически здорового человека, с точки зрения представителей гуманистической психологии:

— здоровый человек ориентированна гармонизацию отношений с собственной внутренней сущностью, доверяет ей как определяющему жизненному принципу (А. Маслоу, К. Роджерс);

— его отличает преданность некоторому делу, любимой работе, а так же творческое восприятие реальности, склонность ко всему подходить творчески (А. Маслоу, Э.Фромм);

— он стремится к созданию конструктивных, подлинных взаимоотношений с окружающими (К. Роджерс, Э. Шостром).

ИСТЕРИКА

Истерика — сильное эмоциональное возбуждение, которое сопровождается различными движениями, нередко театрализованной жестикуляцией, эмоциональной насыщенной речью, слезами и криками. Зачастую ей подвержены легковозбудимые и чувствительные люди, творческие натуры, демонстративные личности.

Часто приступы истерии случаются у маленьких детей, подростков, у женщин в первые годы семейной жизни особенно, и у пожилых людей. Нетрудно заметить, что эти периоды – переходные, наполненные нестабильностью и беспокойством. Истерика может быть реакций на воздействие экстремальной ситуации.

В ситуации, если истерика случилась с близким человеком, психологи рекомендуют:

1.Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку (нет зрителей, нет и истерики). Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас. При возможности уберите опасные предметы.

2.В разговоре сведите к минимуму свою речевую активность, при необходимости используйте короткие фразы и уверенный тон: «Пошли», «Сядь», «Умойся», «Выпей воды». Это поможет быстрее человеку понять то, чего вы от него хотите.

  1. Совершите действие, которое может сильно удивить или отвлечь (например можно громко хлопнуть в ладоши, уронить стул, громко и несколько раз назвать человека по имени)

4.После истерики наступает упадок сил. Создайте условия для отдыха. Не оставляйте человека одного.

  1. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Психологическая помощь в такие моменты очень важна для вашего близкого. Поэтому после того как вы его привели в чувство, обязательно выслушайте, поговорите, и настройте его на позитивный жизненный лад.

Если истерика случилась с Вами ….

Психологическая самопомощь затруднительна, так как в состоянии истерики человек находится в крайне возбужденном состоянии.

Мысль о том, что надо прекратить истерику – это первый шаг. Уйдите от «зрителей», умойтесь очень холодной водой, постарайтесь успокоиться, сделав дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания 1–2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1–2 секунды, медленный вдох, и т.д. до того момента, пока не получится успокоиться.

КРИЗИС

Кризис – период некого перелома, когда появляются проблемы, с которыми невозможно справиться прежними способами. После кризиса всегда следует период стабильности.

В жизни кризисный период начинается тогда, когда в жизни человека появляются новые условия. Эти условия сложны, потому что они не привычны для нас, они являются совершенно новым опытом, таким с которым мы никогда раньше не сталкивались. Выйти из кризиса сможет лишь тот, кто сумеет приспособиться к изменившимся новым условиям. Умение изменить свое поведение в соответствии с условиями, которые выдвигает нам жизнь в данный момент и есть адекватный способ решить проблему, а значит, и преодолеть кризис.

Смысл каждого кризиса в том, чтобы человек научился менять свое поведение на то, которое адекватно и соответствует новым изменившимся условиям и потребностям. Чтобы он приспособился жить по-новому, адекватно оценивая свою новую роль, выполняя новые обязанности, развивая новые качества так, чтобы это помогало ему в дальнейшей жизни.

Как показывает практика, самым сложным для человека, оказавшегося в кризисной ситуации, бывает просто обратиться за помощью к другим людям или довериться специалисту. К психологу приходят уже после того как проблема проявила себя в полной мере.

Каждая трудность, с которой мы сталкиваемся в своей жизни, несет в себе определенный смысл, который мы не всегда можем точно, быстро и правильно понять. Для того чтобы ее преодолеть, важно понимать суть происходящего. Человеку легче принять что-то, когда он это понимает, когда событие вкладывается в его систему ценностей, представлений, ожиданий.

Каждая проблема индивидуальна, но в целом, можно сказать, что они проходят и уходят по одинаковой схеме у всех людей. Сначала, у каждого человека, оказавшегося в неожиданной и трудной ситуации, происходит шок, потом человек пытается отрицать происходящее, когда пришло понимание, наступает стадия агрессии или другими словами, стадия поиска виновных, за ней следует депрессия, завершается все стадией принятия.

ЛОЖЬ

 К сожалению, ложь настолько неотъемлемая часть человеческих отношений, что существуют серьезные философские попытки признать её полезной для развития человеческого общества. Оставляя за скобками этот сложнейший нравственный вопрос, попытаемся понять, почему ложь так распространена и каковы мотивы неправдивого поведения.

  1. Ложь стала нормой для некоторых людей. Люди, которые лгут, бояться сказать правду. Они живут с этим страхом, и для них вместо того, чтобы бороться со страхом, лучше соврать.
  2. Ложь с целью самозащиты.В жизни бывает нередко, когда мужчина защищается от влияния женщины путём обмана, потому что женщина пытается всегда и всех держать под своим контролем.
  3. Ложь «во благо»,когда человек понимает, что правда может сильно расстроить собеседника.
  4. Патологическая ложь. Некоторые мужчины и женщины, дети и юноши начинают врать только потому, что им не хватает внимания окружающих. И они своей ложью поднимают себя на пьедестал, как им кажется. Вначале они, конечно, находятся на пьедестале, им отдано много внимания, но со временем эта ложь становится очевидной.
  5. Ложь в качестве культурной и национально-психологической особенности. Некоторые исследователи пришли к выводу, что ложь выступает в качестве национальной черты отдельно взятых народов. Среди многих народов можно увидеть, что плутовство, хитрость, обман воспеваются во многих народных сказках.
  6. Ложь в качестве проявления несовершенства личности. Человек врет и всячески пытается ввести в заблуждение окружающее его общество относительно своей личности, приписывая себе ряд качеств, которыми он совершенно не обладает. Чтобы стать кем-то в жизни, необходимо много трудится над собой и совершенствоваться. Но также существует другой путь, когда человек обманывает других и самого себя в отношении своих возможностей и способностей.

К сожалению, какова бы ни была причина лжи (ложь во спасение или в собственных интересах), она равно разрушает доверие. Крепкие, глубокие и длительные отношения предполагают искренность и доверие.

МАТЕРИНСКАЯ «ЛЮБОВЬ»

Материнская любовь – традиционно рассматривается как идеал бескорыстия и жертвенности. Однако, далее речь пойдет об избыточной материнской любви, которая становится источником не радости и благополучия, а страдания взрослеющих детей.

Чрезмернaя мaтеринскaя любовь имеет место тогда, когдa любовь женщины к детям стaновится сильнее любви к мужу, когдa дети выходят нa первое место в системе ценностей мaтери, a отец, дa чaсто и сaмa мaть, отодвигaются нa зaдний  плaн.

Мaтеринскaя любовь несёт в себе много примесей: чувство собственности, привязaнности, эгоизмa, неудовлетворённости, гордыни,  желaния самоутвердиться через ребёнкa и т. д. Редчайший случай, когда в натуре женщины нет чувства собственника, направленного на любимого ребенка. Это редкое высокое состояние духовности.

Знание психологии, однако, необходимо не только родителям, но и взрослеющим детям. Для того, чтобы взрослеющим детям стать более независимыми от своих родителей необходимо:

  • Уметь понимать свои внутренние потребности и уметь их удовлетворять, уметь поддерживать самого себя, заботясь о самом себе как в духовном, так и бытовом плане.
  • Учиться смотреть на своих родителей как обычных людей, принимая их со всеми особенностями и сложностями.
  • Понять, где персональная зона ответственности, а где – чужая. Отношения родителей, их эмоции, жизненные выборы – это их зона ответственности. Ваша жизнь – ваши чувства, ваши потребности, ваши решения в профессиональной и личной жизни и так далее – ваша.
  • Обрести эмоциональную независимость. Научиться отделять свои чувства от чужих. Помнить, что каждый человек только сам ответственен за свои эмоции и чувства, особенно когда по привычке вы испытываете чувство вины в ответ на негативные эмоции мамы или папы.

Изменить стиль общения с родителями, общаться с позиций взаимного уважения, признания права другого быть другим и разрешения себе быть собой. Это значит перестать оправдываться и пытаться изменить мнение родителей в ответ на несправедливые претензии, а учиться слушать другого, твердо обозначать свою позицию, спокойно аргументировать и вовремя останавливать диалог.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Насилие является грубейшим нарушением прав человека, которое не должно остаться безнаказанным. Безнаказанность – наиболее мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие! Помните: в 95% случаев, если физическое или сексуальное насилие уже имело место, то одним разом дело не ограничится. Причем события будут происходить по нарастающей.

В критической ситуации самое главное — не растеряться. Если вы подверглись домашнему насилию, необходимо трезво оценить ситуацию, успокоиться и обратиться за помощью. Особую роль в системе государственных институтов, способных оказать помощь женщинам, пострадавшим от насилия, играют медицинские учреждения, полиция, общественные организации, работающие с этой проблемой, кризисные центры, убежища для жертв домашнего насилия.

Кризисные центры предлагают безопасное убежище от жестокого обращения и могут также предоставить женщине информацию о ее правах и вариантах действия. Женщины могут встретиться с другими пострадавшими, специалисты центра помогут преодолеть чувство изоляции и самообвинения.

Одной из ведущих в этой области является неправительственная организация Российская ассоциация кризисных центров для женщин «Остановим насилие» (www.nasiliestop.ru, тел./ф.: 8 (495) 438-61-15 Горячая линия 8 (495) 473-63-41). Эта горячая линия доступна не только жертвам домашнего насилия, но и сочувствующим друзьям и членам семьи, так же как и профессионалам, нуждающимся в более точной информации об имеющихся в сообществе услугах.

Главной особенностью домашнего насилия является то обстоятельство, что при попытке порвать отношения опасность для жертвы резко усиливается. Поэтому в ситуации, когда терпеть больше сил нет, необходимо заранее все продумать и подстраховаться.

ОДИНОЧЕСТВО

Понятие «одиночества» имеет много трактовок, оно индивидуально, и для каждого человека имеет собственный смысл, в зависимости от контекста собственной жизни.

Человек – социальное существо, но осознающее свою уникальность. При этом чувство своей уникальности, непохожести на других и одиночества будет идти с человеком рука об руку. И в силах самого человека вместо того, чтоб избегать и бояться чувства одиночества, научиться использовать его.

Если чувство одиночество устойчиво начинает напоминать о своем существовании – оно хочет донести до сознания что-то очень важное.

Что же делает человек, опасающийся одиночества? Оставшись наедине с собой, он пытается всеми способами заглушить собственный внутренний голос: включая телевизор, музыку, компьютер, ведя «пустые» переписки по интернету. И тем самым только усугубляет ощущение собственного одиночества.

Вместо перечисления того, что отсутствует в нём (например, общение с другими людьми), спросите у себя, что в одиночестве есть? Прежде всего – это общение с собой, внутренний диалог. Когда как не в момент тишины проводить эту важную беседу с самим собой? В этом состоянии можно осознать, чего Вы на самом деле хотите от жизни, куда идти дальше, верно сформулировать цели, и понять какой из путей по их достижению будет самый верный.

Может быть потому, что люди не привыкли иметь дело со своим внутренним, духовным миром они не умеют распознавать свои потребности и уважать их?

Корень одиночества – в остановке самопознания и саморазвития. Чем один человек может заинтересовать в общении другого, если он сам для себя не является интересным? Что он может взять от общения, не зная своих собственных интересов, предпочтений, не зная себя? И если кому-то не интересен диалог с самим собой, то возникает вопрос – а будет ли этот человек интересен для других?

Познать себя – самое  интересное, что может встать на пути познания мира. Ведь что есть мы для себя, как не целый мир? Так и начните же познание с  этого мира. В первую очередь определить самое очевидное, затем останется еще много места для дальнейшего пополнения знаний о себе.

Одиночество присуще всем людям. Но есть те, кого оно не тревожит. Эти люди, нашедшие и имеющие свое представление о жизненном пути, любимом деле, призвании не воспринимают уединение как одиночество. Их жизненным топливом является вера в будущее, умение видеть в каждом прожитом дне то, чем стоит восхищаться, удивляться, открывать новое, которое будет способствовать собственному росту. Они просто не могу быть одиноки, они нашли свой путь, связанный со своей природой. И только благодаря умению говорить самому с собой, вести этот диалог, и появляется возможность познать себя.

ПАНИЧЕСКИЕ  АТАКИ

Зачастую, следствием стрессовых нагрузок и неразрешенных психологических конфликтов является возникновение панических атак, которые представляют собой необъяснимый приступ тяжелой тревоги, сопровождаемый страхом и различными соматическими симптомами, такими как :

  • Сердцебиение, учащённый пульс
  • Потливость
  • Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи
  • Ощущение нехватки воздуха, одышка
  • Удушье или затруднённое дыхание
  • Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки
  • Тошнота
  • Ощущение головокружения, неустойчивость, лёгкость в голове или предобморочное состояние
  • Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок
  • Страх смерти
  • Ощущение онемения или покалывания в конечностях
  • Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления)
  • Др.

Стоит отметить, что во время приступа человека охватывает страх смерти, либо страх сойти сума и совершить неконтролируемые действия и поступки. Организм в ответ на панику реагирует стрессовыми симптомами, включая учащенное сердцебиение и дыхание, приток крови, слабость, головокружение.

Человек начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям. А тот, кто ищет, тот находит. И чем больше человек находит у себя признаков нездоровья организма (тахикардия, одышка, дрожь в теле и мышечное напряжение и пр.), тем хуже физически начинает себя чувствовать. Тем больше растет страх. Возникает замкнутый круг. Что же делать?

  1. Для начала стоит постараться успокоиться и направить свой контроль на купирование приступа паники. Возможно, мысль о том, что от панической атаки никто не умирает, поможет собраться и начать активно себе помогать.
  2. Обратите внимание на свое дыхание. Успокаивающее дыхание заключается в относительном укорочении вдоха, удлинении выдоха и паузы после него. Практически выдох удлиняется до тех пор, пока он не станет вдвое длиннее вдоха, а затем удлиняется продолжительность паузы. Рекомендуется дыхание животом, обращайте внимание, как надувается у вас живот во время вдоха и как он втягивается во время выдоха. Дыхание можно сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой.

РЕАКЦИЯ  ДИСТРЕССА

Природа человека такова, что он реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозу и некоторые символы испытанной в прошлом опасности, используя свой прошлый опыт. Сильная эмоция (страх, тревога и т. д.) вызывает напряжение мышц и изменение ритма дыхания, другие физиологические реакции, готовящие организм к борьбе или бегству, то есть к интенсивной мышечной, физической нагрузке, которая является естественной разрядкой этого процесса.

Аналогичным образом действуют и социально-экономические и эмоциональные конфликты, присущие современной жизни. Они редко приводят к естественной физической разрядке. Гораздо чаще современному человеку приходится «держать себя в руках», то есть подавлять эмоции. Подавленные эмоции имеют мало шансов «разрядиться», и организму требуется длительное время, чтобы восстановить нарушенное равновесие. В конце концов наступает такой момент, когда истощаются приспособительные механизмы и изменения, вызванные эмоциональным напряжением, становятся хроническими. Человек оказывается в состоянии хронического стресса.

Стрессоустойчивость – это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. Люди, как правило, отличаются друг от друга по уровню стрессоустойчивости. Развитию стрессоустойчивости посвящены многие тренинговые программы:

  1. Обучение сознательному самоуправлению своим состоянием — саморегуляции. Организм — система целостная, единая, все уровни регуляции взаимосвязаны. Одно произвольное изменение (например, задержка или ускорение дыхания) обязательно вызовет изменение во всей системе, приводя организм в иное, новое состояние.
  2. Обучение мышечному расслаблению — релаксации. В нашей власти без всякой предварительной подготовки напрячь или расслабить мышцы, изменить позу, сделать любое произвольное движение, сознательно изменять ритм и глубину дыхания. Эти функции поддаются тренировке как любой физический навык. Из всех изменений, вызываемых хроническим стрессом, с точки зрения саморегуляции наиболее важно хроническое напряжение мышц. Но напряжение мышц сознательно регулируется! Мы можем на него влиять! Если нервно- психическое напряжение вызывает напряжение мышц, связь существует, значит, можно действовать с другого конца: расслабить мышцы для снятия психического напряжения.

СОЗАВИСИМОСТЬ

Созависимость – это состояние, возникающее у членов семьи зависимого человека (алкоголика, наркомана, игромана и пр.). Созависимый человек – это тот, кто полностью поглощён тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей. Чаще всего родственник зависимого человека обращается к специалисту, чтобы узнать, как себя вести, чтобы близкий перестал пить (принимать наркотики, играть и пр.) На этот вопрос готовых рецептов нет. Но известно как себя вести не следует.

Типичные ошибки в поведении созависимых

  1. Контролирующее поведение. Созависимые пытаются максимально контролировать жизнь своих близких. В качестве средства контроля над другими часто используется манипулирование и навязывание чувства вины. Такое поведение лишает человека ответственности за свою жизнь, парализует его волю. И в итоге разрушает взаимоотношения с близким человеком. К тому же, человек, посвящающий всё своё время, все свои силы контролю за другим – теряет контроль над собой, над своей жизнью.
  2. Спасательство. Спасать других – призвание созависимых. Но эта забота переходит разумные размеры. Созависимые берут ответственность за других, спасают их от ответственности за самих себя, при этом совершенно безответственны за собственное благополучие. Такая попытка спасать почти никогда не удаётся и созависимые лишь способствуют продолжению зависимого поведения. Такая забота о другом  предполагает  его беспомощность и неспособность самостоятельно делать то, что за него делает созависимый близкий. И это даёт возможность созависимым чувствовать  себя постоянно  необходимыми, незаменимыми. «Спасатель»  нуждается в том, чтобы в нём нуждались. Отказаться от спасательства и не позволять другим спасать себя – вот одна из задач преодоления созависимости.

Шаги к изменению

  1. Осознание собственных проблем – невозможно заставить измениться другого человека, решить за него его собственные проблемы, можно менять лишь своё собственное поведение для достижения собственных целей.
  2. Осознание скрытой выгоды от созависимого поведения: «А что я получаю, поступая таким образом, как я уже много лет поступаю?» Мы все извлекаем выгоду из саморазрушающего поведения.
  3. Желание измениться. Осознание необходимости этих изменений.
  4. Работа над собой. Понимание, что это долгий, может быть, пожизненный путь.
  5. Лучше начать работу над собой в психотерапевтической группе или группе самопомощи, либо проконсультироваться со знающим специалистом-психологом.

ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ

 Под тоталитарными сектами понимают организации, применяющих манипуляцию, обман и различные техники воздействия на сознание человека для привлечения в свои ряды новых членов, и использования их для целей лидеров этой организации. Заявляемая деятельность таких организаций (псевдо -религиозная, -медицинская, -научная, -общественная) часто прикрывает цель лидеров организаций – обогащение или удовлетворение потребности во власти.  

Чем же так привлекательны секты и кто туда попадает?

Чаще всего жертвами сект оказываются люди, чувствующие себя в повседневной жизни мучительно и незащищенно, испытывающие повышенную потребность в поддержке, любви и принятии. Это могут быть люди одинокие, замкнутые, испытывающие трудности в общении с окружающими, люди, оказавшиеся в трудных жизненных обстоятельствах, имеющие сложности в семье. Нередко в секты попадают подростки со свойственным их возрасту поиском новых ориентиров и потребностью в принадлежности к определенной группе. Вообще говоря, любой человек, переживающий кризис, испытывающий неуверенность и сомнения (а такой период рано или поздно может случиться в жизни любого человека) оказывается уязвим для манипуляций мошенников.

Вербуя нового адепта, секты обещают дать все то, что ему так необходимо — любовь и принятие, поддержку группы, успешность, деньги, веру, ответы на все вопросы и осмысленность жизни. И действительно, на начальном этапе у человека, попавшего в секту, возникает ощущение, что он оказался в большой любящей семье, где ему все рады, где его принимают таким, какой он есть, где его всегда ждут улыбки и слова одобрения и поддержки. В литературе, посвященной сектам, такая техника воздействия на новообращенного адепта называется »бомбардировка любовью». Однако постепенно оказывается, что для того, чтобы и дальше быть »принятым», необходимо что-то делать — подчиняться определенным правилам, вносить пожертвования, участвовать в совместных мероприятиях или работах. В противном случае групповое одобрение и принятие сменяются различными формами давления и принуждения…

УТРАТА И ГОРЕВАНИЕ

Ни один человек живущий на земле не избежит смерти. Смерть близкого человека сопровождается гореванием, переживанием утраты.

Горе – это очень сильная эмоция, но вместе с тем горе – это внутренняя работа с болью утраты, возможность вновь обрести чувство полноты жизни.

Главная помощь человеку, переживающему утрату –

дать возможность горевать.

Каждое горе уникально, но существует поражающие единообразие стадий его протекания.

  1. Кризис горяначинается с момента утраты. Утрата как бы наносит удар по нашей иллюзии о том, что мы можем контролировать жизнь.

Кризис может сопровождаться:

— Отрицанием произошедшего, что является бессознательной попыткой смягчить шок, постепенно принимая ужасную правду.

— Расщеплением, при котором как будто одна часть нас осознает утрату, а другая её отрицает, ощущая незримое присутствие умершего.

-Торгом, как бы внутренней сделкой с кем-то незримым в стремлении изменить ход событий.

— Страхом, тревогой, беспокойством, которые связаны с ранее привычными предметами и действиями, так как утрата близкого может лишать человека привычного чувства уверенности.

— Чувством вины перед умершим

-Чувством гнева, который может переноситься на окружающих.

  1. Работа горя начинается, когда человек принимает факт смерти. Чтобы понять, что мы потеряли вместе с ушедшим и чем были для нас эти отношения, мы возвращаемся к ним, раз за разом просматриваем и снова проигрываем в памяти, снах, дневных грезах. Теплые воспоминания вызывают ощущения счастья, незавершенные спорные ситуации и конфликты заставляют нас вновь и вновь пережить разочарование, гнев, печаль. Задача работы горя состоит в том, чтобы возвращать нас вновь и вновь в те ситуации и состояния, до тех пор, пока мы спокойно не посмотрим на эти факты и не примем их такими, какими они были.

Если вы переживание горе утраты близкого человека, помните, что общая продолжительность этапов переживания в среднем может длиться год. Позволяйте себе говорить  об ушедшем человеке, о своих чувствах, разрешайте себе их проявлять. Это способствует проживанию утраты.  В случае если вы поймете, что сами не справляетесь, обратитесь к психологу за консультацией.

ФОБИИ

Каждый здоровый человек способен испытывать естественный страх, заложенный в него природой как защитный механизм инстинкта самосохранения. Нормальный страх предупреждает человека о возможной опасности. Боязнь, не имеющая связи с инстинктом самосохранения, является надуманной и часто патологической. Фобии – это и есть патологические страхи с неадекватной реакцией.

Фобия – это навязчивый страх, который отличается четкой фабулой, упорным течением и сохранением у человека критического отношения к своему состоянию.

Склонны к фобиям, как правило, эмоционально чувствительные типы людей с богатым воображением. Установлено, что в основной массе приступы сильного страха провоцируются одним единственным случаем, когда возникла опасная (или мнимо опасная) ситуация. Однажды пережив такую «страшную» ситуацию, люди всячески стараются не допустить повторения этого. В результате такого культивирования негативных воспоминаний и образов развивается фобия.

Зачастую выясняется, что пугает человека уже не сам объект боязни, а собственно переживание страха и ужасные и мучительные ощущения, которые он испытывает во время приступа. Люди могут страдать иногда годами и не знать, что выход из ситуации достаточно простой.

Основное лечение фобий – психотерапия. Методов психотерапии существует несколько. Выбор методики подбирается индивидуально в процессе беседы психотерапевта с пациентом. Причем выявление причины заболевания считается половиной успеха в лечении. Главной целью терапии является формирование у человека способности встречаться с фобической ситуацией лицом к лицу и существовать в ней, не теряя самообладания, убедить его на опыте (не методом умственных заключений), что в действительности эта ситуация для него совсем не опасна.

Психотерапевт вооружает страдающего фобией человека набором психологических инструментов, которые помогут ему в работе над собой.

ХАРАКТЕР (АКЦЕНТУАЦИИ)

Акцентуация характера — это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы. У некоторых людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. При акцентуации характера личность становится уязвима не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным травмирующим воздействиям, адресованным так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Оформляясь к подростковому возрасту, большинство акцентуаций, как правило, со временем сглаживаются, компенсируются и лишь при сложных, травмирующих ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, могут стать почвой для острых эмоциональных реакций и неврозов.

На основании различных классификаций выделяются следующие основные виды акцентуаций характера:

1)      циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

2)      гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца;

3)      лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

4)      астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии и ипохондрии;

5)      сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

6)      психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям;

7)      шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

8)      эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

9)      застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;

10)   демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; поведение, характеризующееся авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.

ЦЕННОСТИ

 Проблемы, с которыми молодые люди обращаются за психологической помощью, нередко связаны с переживанием бессмысленности жизни, ощущением пустоты, отсутствием ориентиров.

Поиски смысла жизни психолог Виктор Франкл считал «человеческим достижением», «проявлением интеллектуальной искренности и честности». И прерогатива молодых – «не принимать как само собой разумеющееся, что в жизни есть смысл, но осмеливаться задуматься над этим», молодой человек «должен иметь терпение – достаточно терпения, чтобы дождаться, когда смысл возникнет в его сознании». Франклу принадлежит описание трех категорий ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной.

Первая категория – «ценности творчества». Франкл считал необходимым убедить обратившегося к нему человека в том, что важно не то, какое место в профессиональной жизни он занимает, а как он выполняет круг своих обязанностей.

Вторая категория — «ценности переживания». Они возникают, когда человек увлекается искусством, любуется красотами природы. Чтобы понять, как актуальный смысл мгновения человеческой жизни реализуется в простом переживании, можно представить себе, как человек, любящий музыку, слушает в концертном здании любимую симфонию и «испытывает тот трепет, который можно испытывать лишь при восприятии чистейшей красоты».

Подлинное царство ценностей – «ценности отношений».

«Подлинным царством ценностей», которые относятся к «высочайшим», Франкл называет ценности отношений. Франкл вспоминает историю одного больного, который проявил «мужество в страдании». Молодой человек, имеющий неоперабельную злокачественную опухоль в спинном мозге, потерял возможность работать. И он не мог реализовывать свои творческие ценности. Но мог читать книги, слушать хорошую музыку, беседовать с другими пациентами, внушая им мужество, утешая. Когда и ценности переживания стали для него недоступны из-за того, что не мог больше выносить наушники и держать в руках книгу, он обратился к ценностям отношения. Он был примером и советчиком тому, кто лежал с ним в одной палате. Предвидя свою смерть, больной попросил сделать ему назначенную на ночь инъекцию вечером, чтобы не будить врача ночью…

Франкл отмечает, что человек «не должен останавливаться на одной группе ценностей, а должен быть достаточно «гибким», чтобы перейти к другой, в том случае, если здесь и только здесь выявляется возможность реализации ценностей». Часто эта «гибкость» помогает пережить жизненные трудности, лишения.

ЧУВСТВО  НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

«Чувство неполноценности» — понятие, которое сейчас прочно вошло в речь наших современников, в начале 20-го века было введено в арсенал психологической науки Альфредом Адлером, и обозначает ощущение человеком своей слабости, несостоятельности.

Адлер считал, что чувство неполноценности возникает в детстве. Ребенок начинает испытывать его от того, что длительное время находится в полной зависимости от своих родителей. Это приводит к возникновению чувства собственной слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство является вполне естественным и не должно восприниматься негативно. Скорее даже наоборот, данное чувство часто вызывает ответную реакцию, стимулирующую амбиции и стремление к превосходству.

Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Благодаря этому стремлению человек способен развиваться. Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут дополнять друг друга. Ведь вероятно, без осознания чувства неполноценности у человека и не возникнет желание преодолеть его и достичь успеха.

Чувство неполноценности может стать слишком сильным и преобразоваться в комплекс. Он проявляется в стойкой убежденности человека в том, что он во многом хуже других и у него имеются серьезные недостатки, которые делают его действительно неполноценным.

По мнению Адлера, детей, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности, и которое впоследствии может стать комплексом неполноценности, можно разделить на три категории. «Это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами; дети, к которым относились сурово и без любви, и, наконец, слишком избалованные дети». Если чувство неполноценности слишком возрастет, то это может привести к развитию комплекса. Так, человек начинает преувеличивать чувство своей слабости и у него закрепляются мысли о собственной ущербности. Это чувство приводит к тому, что человек становится неуверенным в своих способностях и считает, что совершенно ни на что не годен. В иных случаях у человека возникает комплекс превосходства, в результате чего, человек начинает безосновательно преувеличивать свои способности и умения. Такой человек становится высокомерным и эгоцентричным.

Таким образом, комплекс неполноценности может являться отрицательным проявлением чрезмерного чувства неполноценности, которое само по себе вполне нейтрально и естественно. Оно способствует личностному развитию человека, побуждает к тому, чтобы совершенствоваться, становиться лучше, достигать поставленных целей и реализовать свой внутренний потенциал.

ЭКЗАМЕН

(ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА)

 Причин экзаменационного стресса несколькоинтенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за конспектами или компьютером, нарушения режима сна и отдыха. Но главный фактор – это отрицательные переживания.

Полностью экзаменационный стресс снять невозможно, но настроить себя на победу, мобилизовать свои силы и возможности на экзаменах, уменьшить тревожность и беспокойство в стрессовых ситуациях помогут несколько общих советов:

  1. Помните, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.
  2. Готовясь к экзамену, настраивайтесь на успех, подкрепляйте свою уверенность в собственных силах, говоря себе:

«Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню».

  1. Избегайте паники. Останавливайте негативные мысли. Скажите себе «СТОП», как только начнете паниковать.Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники – это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя:

«Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо!»

  1. Ищите поддержки у друзей и родственников, и делясь с ними своими проблемами, вы тем самым значительно снижаете свою тревогу перед предстоящим экзаменом.
  2. Поверьте в себя! Вы бы не смогли закончить школу, поступить в колледж, если бы у вас не было на то способностей, а это значит, у вас есть собственные ресурсы, чтобы успешно сдать экзамен…

ЮНОСТЬ КАК ВРЕМЯ САМОАНАЛИЗА

Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения «идеального Я» с «реальным Я». Но в юности представление о себе идеальном еще не выверено и может быть случайным, а «реальное Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Юношеский возраст психологически строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по основным линиям: избегание тесных межличностных отношений; неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; выбор отрицательных образов для подражания.

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга. Параллельно с расширением круга общения происходит и его индивидуализация. В юношеском возрасте формируется способность устанавливать дружеские связи. На период юности приходится пик межличностного общения. На активность общения в молодости влияет также общественный стереотип восприятия студента. Студент — это «беззаботный, веселый человек, плохо материально обеспеченный, имеет много друзей, успевает и учиться, и общаться». Общество снисходительно к нему, ему многое прощается, а родители подкрепляют эту установку, рассказывая веселые истории из своего прошлого.

Именно в юношеском возрасте молодые люди подходят к кризису интимности, т. е. развитию истинной открытости, близости в межличностных контактах. Неуверенность в своей идентичности, т.е. неполное разрешение кризиса встречи со взрослостью может привести к формированию изолированности, невозможности установления устойчивых близких контактов с другими людьми, необходимых для ощущения жизненного счастья. «Образ Я» оказывается не настолько прочным, чтобы соединиться с другим. Человек как бы боится потерять свою идентичность, вступая в близкую связь с кем-либо. Возникает особого рода напряжение, не выдерживая которого молодой человек «изолирует» себя или же вступает в формальные связи.

Необходимым условием разрешения кризиса интимности является наличие определенных характеристик в «образе Я». Эти характеристики можно описать, используя различные термины: самопринятие, положительное самоотношение, положительная Я-концепция, любовь к себе, осознание собственной уникальности и вера в свои возможности.

Я-КОНЦЕПЦИЯ

 При изучении психологии часто студентам преподаватели предлагают методику «Кто Я?». Ответы на этот вопрос и будут краткой Я-концепцией личности.

Я-концепция – это система знаний индивида о самом себе, которая будет определять особенности взаимодействия с другими людьми.

Так, девушка, «знающая» о себе, что она красива, будет уверенно вести себя с представителями другого пола, даже если это «знание» внушили ей явно необъективные любящие родители.

Принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным следствиям: с одной стороны, оно может стать источником внутриличностных конфликтов, переживаний вины и стыда, а с другой стороны, может способствовать совершенствованию личности, её стремлению к развитию.

На формирование Я-концепции могут влиять:

Социальные сравнения. Окружающие нас люди помогают нам вырабо­тать некий стандарт, с помощью которого мы определяем себя как богатых или бедных, умных или глупых, высоких или низкорослых. Сравнивая себя с окру­жающими, мы решаем, чем отличаемся от них.

Исследования подтверждают, что многие выпускники средней школы, закончившие ее в числе лучших и уверенные в своих академических способностях, поступив в крупные, престиж­ные университеты, где много таких же отличников, как они сами, начинают чув­ствовать угрозу самоуважению.

Успехи и неудачи, пережитые личностью, служат материалом для построения Я-концепции. Поставить перед собой трудные, но достижимые цели и вы­полнить намеченное –значит почувствовать себя более компетентным. Делать максимум возможного и достигать поставленных целей – значит чувствовать себя более уверенным в себе и способным. По мере того как мы преодолеваем трудности и приобретаем навыки, наши успехи «вскармливают» более оптимистичную установку и большую уверенность в себе.